
В одном из региональных филиалов крупной
телекоммуникационной компании возникла потребность в повышении уровня
речевого мастерства руководителя. Как любой руководитель, клиент часто
выступал публично, много времени тратил на общение в компании и за ее
пределами, давал интервью. Он прошел не один тренинг по презентациям,
участвовал в программах по деловому общению, но результаты были не столь
значительны, как хотелось бы. Почему?
Причин несколько. Среди них — недостаток
профессиональной обратной связи, конструктивного анализа и четких
рекомендаций в групповой работе на тренингах. Кроме того, некоторые
проблемы требуют индивидуального внимания специалиста, а практики
индивидуального обучения не было.
Стоит заметить, что далеко не каждый тренер
берется провести такое занятие с клиентом — для этого он должен обладать
высоким уровнем педагогического мастерства и быть отличным
специалистом. Работа с группой и работа тет-а-тет — не одно и то же:
если в групповой работе тренер может спрятаться в какой-то момент за
активностью группы, переадресовать вопрос, то в индивидуальной — это не
проходит, здесь сразу становится ясно, стоишь ты чего-то или нет.
Добиться хороших результатов в обучении можно, сочетая групповые и
индивидуальные занятия. Именно так поступали знаменитые спортивные
тренеры, такие как Лобановский в футболе, Тихонов в хоккее, Тарасова в фигурном катании, и Виннер в художественной гимнастике.
Сокращение бюджетов на обучение также говорило в
пользу проведения не дополнительного тренинга, а индивидуальных очных и
заочных консультаций. Ведь прежде бывало и так, что для учебы
нескольких важных сотрудников покупался целый тренинг, в котором
принимал участие и так называемый «довесок» из сотрудников, для которых
тема была не самой актуальной. Предварительно мы провели несколько
консультаций по телефону. Решили действовать в два этапа. Сначала —
дистанционное консультирование, затем — очная встреча. Проект был
осуществлен в марте 2008 года.
Работа на дистанции
По нашей просьбе сотрудники PR-службы компании
создали «видео досье » на клиента. В материал вошли записи нескольких
публичных выступлений в самых разных аудиториях, два-три интервью и
запись совещаний с сотрудниками. Также наш участник получил анкету с
вопросами, которая помогла понять собственную оценку своего мастерства и
потребности в обучении.
На просмотр материалов ушло несколько дней.
Некоторые диски запускали не один раз: фиксировали каждое движение,
каждое слово. Для диагностики использовалась разработанная в компании
схема оценки речевого стиля. Она включает в себя почти пятьдесят
пунктов, сгруппированных по четырем направлениям: зрительное (поза,
жест, мимика, внешний вид); слуховое (голосовые характеристики,
нарушения норм языка); содержательное (логика речи, доказательность,
использование средств выразительности, перспектива развития чувства и
мысли); контактное (цель, степень эмоционального воздействия, обратная
связь). В результате был составлен отчет, который включал в себя
следующие разделы:
Общая характеристика речевого стиля.
Навыки публичного выступления.
Навыки работы в формате «вопрос-ответ ».
Навыки работы «в кадре».
Практические рекомендации.
Рекомендуемая литература.
План самостоятельных занятий.
Примеры упражнений.
Голосо-речевая разминка на десять минут с методическими пояснениями.
Вот отрывок из отчета по одному из клиентов,
посвященный работе с вопросами из зала: «При работе в формате
«вопрос-ответ» происходит естественное усиление контакта с аудиторией.
Возникает живой диалог, и мы наблюдаем, как сразу включаются не
использовавшиеся ранее речевые средства. Становится более точным
зрительный контакт, интонация делается богаче, тело пластичнее. Все это
происходит за счет того, что внимание оратора переключается с себя и
информации на слушателя, благодаря чему исчезают зажимы. Мы рекомендуем
разнообразить способы начала ответа, избавиться от сорного
словосочетания «вы знаете …». В нескольких случаях N отвлекался от
задающего вопрос: смотрел на экран ноутбука, авторучку, в пол. Эти
движения могут создавать впечатление формальности вопросно-ответной
стадии выступления. Так же, как и в публичном выступлении, в ответе на
вопрос важен зрительный контакт и со спрашивающим, и с остальной
аудиторией. Такая техника работы показывает желание объяснить,
растолковать, что всегда делает образ выступающего положительным.
Перед началом ответа часто звучит «э э э …».
Этот звук заполняет необходимую на обдумывание ответа паузу. Избежать
этого помогает благодарность за вопрос, повторение вопроса, возможно
перефразирование в более выгодной для оратора форме.
Сам ответ на вопрос не должен превращаться во
вторую презентацию и длиться более одной минуты. Если вопрос не
предполагает короткого ответа, то следует об этом сказать, например:
«Ваш вопрос требует обстоятельного ответа, что займет много времени,
поэтому в рамках нашего регламента я скажу только о самом важном …». При
ответах на вопросы можно свободнее передвигаться в пространстве, в
момент слушания тело может активнее демонстрировать внимание за счет
легкого наклона корпуса и головы. В ответах на вопросы нужно добиваться
большей логической опрятности, завершенности ответа.
Алгоритм ответа может быть таким:
1.Внимательно выслушать. Подчеркиваем, что внимание должно быть активным, а не формальным.
2.Поблагодарить, оценив вопрос. Например:
«Интересный вопрос, спасибо …», «Неожиданный вопрос …», «Острый вопрос
для меня …».Не надо повторяться, не обязательно так поступать всякий раз
и не стоит говорить одну и ту же навязчивую фразу «Спасибо за вопрос».
3.Ответить кратко и по существу. Важно!
Отвечать следует не тому, кто задал вопрос, поддерживая с ним постоянный
контакт, а всем слушателям.
4. Просто кивнуть и передать право вопроса
следующему участнику, отвернув голову (повернув корпус тела) от
предыдущего. Впрочем, в некоторых случаях, когда заданный вопрос
выгоден, можно продолжить общение, стимулировав спрашивающего фразой: «Я
ответил на ваш вопрос?» Как правило, после этой фразы следует
уточняющий вопрос слушателя.
Тридцатистраничный отчет был отправлен
заказчику по электронной почте. Учитывая уровень понимания нашего
предмета клиентами, мы не использовали в нем специальную терминологию.
Для раздела, связанного с голосовым поведением, это оказалось трудной
задачей. Недостаточно обозначить проблему как наличие, например,
«твердой атаки» в звучании, необходимо расшифровать термин, пояснить его
значение и дать понятные и легко выполнимые упражнения.
После получения отчета мы встретились с
клиентом в Петербурге. Его приезд совпал с командировкой, и несколько
часов мы занимались индивидуально.
Очная встреча
Очевидная польза индивидуальных занятий в том,
что каждая минута в них посвящена обучаемому. Он может задать любой
вопрос, материалом для работы становятся его профессиональные тексты,
плотность анализа его действий несравнимо выше, чем во время групповых
занятий. В нашем случае клиент был к тому же готов заниматься
эффективно, так как он уже знал, над чем мы будем работать. Прежде
обсудили отчет, посмотрели один из видеопримеров — необходимо было
уточнить ряд действий, а затем приступили к занятиям. Работали по двум
направлениям:
- техника речи;
- логика и аргументация.
Наш тренер по технике речи работает по методике профессор З.В.Савковой.
Упражнения этой методики легкие в исполнении, органичные и
гарантированно дают хороший результат. Обычно цикл индивидуального
тренинга составляет не менее семи часов, но в нашем случае мы не
обладали таким ресурсом времени, а потому сосредоточились на одной из
актуальных проблем — умении менять темп речи (наш клиент частил, говорил
слишком быстро), а также проработали упражнения общей десятиминутной
разминки. Это занятие было записано на видео для последующей
самостоятельной работы.
Дважды по два часа в день мы учились таким
инструментам логики, как композиция и умение строить доказательство.
Клиенту необходимо уметь убеждать, причем делать это безупречно, не
только на эмоциональном уровне, но и рациональном, а значит нужно уметь
так аргументировать свою позицию, чтобы возразить было сложно. Выполняли
различные упражнения, некоторые рассуждения записывали на видео. В
результате нашей работы заказчик получил профессиональную оценку своего
речевого поведения и рекомендации к его улучшению, составил план
самостоятельной работы на год, наиболее важные для себя темы проработал
во время очной встречи, получил дополнительный раздаточный материал.
Отношения с ним продолжаются до сих пор, успехи в публичной деятельности
очевидны — клиент оставил свой пост и ушел на повышение.
Выводы
Оценка на расстоянии чужой речи и речевого
поведения возможна. Необходимы качественные аудио и видеоматериалы,
объективная система критериев и соответствующая квалификация
специалистов. Дистанционное обучение может рассматриваться как отдельный
проект, а может стать отличным дополнением к индивидуальному очному
обучению или элементом предтренинговой подготовки для группы.
Очное индивидуальное обучение предоставляет
заказчику ряд преимуществ, прежде всего за счет максимальной фокусировки
на потребностях клиента, прагматичности обучения и постоянной обратной
связи. В случае обучения руководителя индивидуальное обучение (как
дистанционное, так и очное) является зачастую единственно возможным
вариантом, если нет достаточного количества топов для корпоративного
тренинга, а идти на открытую программу или садиться в круг с
подчиненными нет желания. Для тренировки таких видов речевой
коммуникации, как публичное выступление и переговоры, наилучшим
вариантом будет сочетание групповой и индивидуальной работы.
|