Похоже, что у "дела о томографах” появилось "достойное” продолжение. В
СМИ просочилась информация, что деятельностью Минздравсоцразвития
недовольны в аппарате вице-премьера Игоря Сечина, курирующего
промышленность. Ведомство заподозрено в сговоре с крупнейшими
поставщиками лекарств. Однако в министерстве с таким видением дела не
согласны. А ряд экспертов полагают, что дело вовсе не в экономике, а в
политике.
В аппарате вице-премьера Игоря Сечина были проанализированы
лекарственные госзакупки 2009 года. Было выявлено, что
Минздравсоцразвития заключило контракты на поставку лекарств в сумме
31,1 млрд. рублей фактически без проведения торгов. Заявки от
фармацевтических компаний подавались, но на аукцион являлась только одна
из них. С ней-то по максимальной цене и заключался контракт на поставку
лекарств.
"По результатам плановой проверки, проведенной Федеральной
антимонопольной службой, фактов размещения Минздравсоцразвития России
заказов без проведения торгов не выявлено”, - оборонялся источник "МК” в
Минздравсоцразвития. Более того, добавил он, в результате этих самых
торгов в 2009- 2010 годах удалось сэкономить 3,6 млрд. бюджетных рублей.
Между прочим, это более 10% от выделенной на эти цели бюджетных
средств. Что касается процедуры проведения аукционов, то они признаются
несостоявшимися,
если в них участвовала только одна компания. Но по Закону о госзакупках
единственный участник аукциона не вправе отказаться от заключения
государственного или муниципального контракта. Более того, как
рассказали "МК” в Минздравсоцразвития, заказчик в течение трех рабочих
дней со дня подписания протокола обязан по Закону о госзакупках (от 2005
года) "передать единственному участнику аукциона прилагаемый к
документации об аукционе проект контракта”. Цену на лекарство
устанавливает государство.
Фармацевтическое предприятие может только согласиться с ней или же
предложить свою, но меньшую. Как разъяснили в министерстве, начальная
цена взята не с потолка. Она рассчитана с учетом цен предыдущих
аукционов. "Но даже когда начался шквальный рост цен на лекарства в 2008
году, Минздравсоцразвития начальную цену на аукционе выставляло ниже
цены предыдущего аукциона”, - подчеркнули в ведомстве. С 1 марта 2010
года цены на жизненно важные и необходимые лекарственные средства
регистрируются производителем
в Росздравнадзоре (с 1 сентября 2010 года - в Минздравсоцразвития) и
рассчитываются по специально разработанным методикам для зарубежных и
отечественных компаний. Что же касается возможного сговора самих
"фармацевтов”, то в ведомстве Татьяны Голиковой сообщили:
"Минздравсоцразвития России не наделено полномочиями по раскрытию
сговора участников размещения заказа”.
Суть спора между Сечиным и Голиковой "МК” объяснил источник, близкий к
правительству. По его мнению, за фармсредства отвечают сразу два
министерства. Минздравсоцразвития - за их распространение, Минпромторг -
за производство. "Вот где-то на стыке в ситуацию и может вмешаться
курирующий промышленность вице-премьер Игорь Сечин”, - продолжает наш
собеседник. Но, по его словам, сам порядок на фармакологическом
пространстве здесь скорее всего ни при чем. Он уверен, что дело не в
экономике,
а в политике вокруг фигуры главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой. И
предрекает в скором времени передел рынка и крупных контрактов:
"Слишком лакомый кусок”.